г. Нижний Новгород, ул. Мичурина, д.1, оф.3

8 (831) 410 33 18

 

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция - это процесс объединения сенсорных ощущений от органов чувств, дающий возможность работать мозгу как единому целому. Формирование сенсорной интеграции начинается с рождения, проходит четыре этапа, достигает зрелости к 7-8 годам и осуществляется в дальнейшем  на протяжении всей жизни, обеспечивая организм адаптационными возможностями в меняющихся условиях.                                                                                                                                                

С чего начинается сенсорная интеграция и что она дает?   

     Сенсорная интеграция начинается с активации отдельных рецепторов. Представьте себе,  что может ощущать ребенок сразу после рождения.  Ребенок ощущает прикосновения к своей коже, которого ранее он не испытывал и связано это с активацией тактильных рецепторов. Тактильные ощущения помогают ему сосать и дают представление о границах своего тела. Приятные прикосновения матери вызывают эмоциональное удовольствие и формируют в дальнейшем базовое чувство безопасности.  Когда ребенка начинают  перекладывать, поворачивать, пеленать у него активизируется вестибулярный анализатор, что связано с поворотами головы. Проприоцептивные рецепторы, находящиеся в мышцах и связках  также приходят в активное состояние, включая глазодвигательные мышцы, помогающие в дальнейшем управлять своим телом по принципу: вижу – направляю-подстраиваюсь. Проприоцептивная чувствительность необходима также для выстраивания схемы своего тела в пространстве, ощущения расположения частей тела относительно друг друга. Это первые три базовых ощущения, которые начинают работать у ребенка после рождения. Совместно с чувством гравитации они  дают ему представление о собственном теле и о том, что для него безопасно.

В том случае, если сенсорная интеграция проходила  гладко, то и развитие ребенка проходит гармонично.  Эмоционально ребенок становится спокойным, его реакции более предсказуемые, у него хороший аппетит и хороший сон, он имеет хорошую координацию движений, у него скоординирована работа глаз и рук, он понимает речь и может говорить, он доверяет миру и поэтому хорошо взаимодействует с другими детьми.

Если процесс интеграции был нарушен, то поломка может проявиться в разных сферах:

  1. В эмоциональной сфере – от чувства недоверия до истерических проявлений, в основе которых чаще лежат пережитые неприятные тактильные ощущения;                               
  2. В незрелости произвольности поведения и внимания в виде гипервозбудимости;
  3. В моторной сфере в виде неловкости движений, отсутствия скоординированности, нарушение графической деятельности;
  4. В незрелости процессов латерализации, когда ребенок не определился в ведущей руке; 
  5. В дальнейшем возможны трудности при письме и чтении.                                               

  Для коррекции подобных нарушений необходима реабилитация по программе сенсорной интеграции. Это либо сенсорная интеграция, когда ребенка реабилитируют в полисенсорной среде с учетом его особенностей, или  для более взрослых детей используется  нейродинамическая гимнастика (сенсо-моторная гимнастика). Только сгармонизировав сенсорные ощущения  возможно осуществлять сенсорную интеграцию, а в дальнейшем активизировать мыслительные функции ребенка.

 

Запись на консультацию специалиста
Отправляя заявку, даете согласи с Политикой конфиденциальности
Наши специалисты
Все специалисты

Реабилитационный Центр “Жемчужина”


г. Н. Новгород, ул. Мичурина, д.1 8 (831) 410 33 18 nashcentr974@gmail.com


Запись к специалисту